• В устюжской росписи выделяется три вида росписи: сундучная, коробеечная и сложноорнаментальная, которую еще называют «царской» росписью.

    Сундучная роспись выполнялась на сундуках художниками-профессионалами. О ней было рассказано выше.

    Коробеечная - на коробах, которые чаще всего делались из липового луба, реже - из осины или ясеня. Естественная поверхность луба - глянцевитая и гладкая - была удобна для росписи. Древесина почти не впитывала краску и не требовала предварительной обработки. Крышка, сделанная из дерева, грунтовалась составом из мела и клея.

    Поверхность наружных стенок короба делили широкими вертикальными полосами на ряд прямоугольников. В каждом из них рисовали какую-нибудь жанровую сценку. Когда площадь прямоугольника казалась художнику слишком большой, он вписывал в него еще круг или овал, а уже потом птицу, зверя или человека на коне (рисунок 7). Вся остальная поверхность короба заполнялась растительным орнаментом. Художник не оставлял свободным ни одного уголка. Лилиеподобные цветы, великоустюгские росписи листья, веточки с ягодами вырастают из-под копыт коня, из окаймляющих роспись рамок или окружают людей с кубками, зверей и птиц. Яркие черные, зеленые, красные, желтые цвета, подобранные с удивительным вкусом, делают короб празднично-нарядная.

    Коробеечная роспись отличается от сундучной. Автор расписывает короб так, как когда-то вырезал на доске: резкими и быстрыми линиями схватывал основное, опуская детали. Он не пытался придать изображению объемность, не заботится о правильности рисунка. Но, несмотря на это, коробеечная роспись очень выразительна. И пусть сундучная и коробеечная росписи различны, что объясняется уровнем мастерства, в технике этих росписей много общего: и в той, и в другой сначала наносился черный контур, а потом рисунок раскрашивался. И в той, и в другой сюжетные сценки окружены растительным орнаментом, который превращает роспись в нарядный цветной ковер, а красочная гамма состоит в основном из двух цветов - красновато-коричневого и синевато-зеленого.

    Сложноорнаментальная роспись представляет собой многоцветное узорочье беспокойных, динамичных орнаментальных композиций, составленных из переплетающихся стилизованных цветов и трав. Выполнялась также на внутренних стенках сундуков, как и сундучная.

    Примерно со второй половины 19 века об устюжской росписи ничего не известно. Постепенно о ней забыли. Знал о ее существовании только узкий круг специалистов по северным росписям. В 1979 году этой росписью заинтересовалась Т.Ю.Беляева (Лабутина). Сначала она копирует работы старых мастеров, а вскоре начинает выполнять собственные сюжеты. В 1980 году в цехе художественных изделий при фабрике художественных кистей г. Великий Устюг набирается группа художников росписи по дереву и бересте. В 1981 году основана фабрика «Великоустюгские узоры» на базе цеха художественных изделий. Группа художников росписи продолжает работать на этой фабрике. Занимаются ею не более 5 человек. В этот период роспись похожа на старую устюжскую роспись.

    Соблюдается техника выполнения: сначала рисуется пером черный контур, который затем заполняется цветом. Наряду с изображением сказочных и мифологических персонажей, существовавших в прежней росписи, появляются современные сюжеты. Примерно с 1982 года меняется техника выполнения росписи. Теперь роспись выполняется кистью мазками с последующей кистевой черной графикой. В 1985 году набирается бригада художников росписи по дереву и бересте.(слайд 11) Постоянно занимаются росписью от 10 до 15 человек. Ассортимент изделий с великоустюжской росписью расширяется, становится разнообразным. В 1986 году мастера повышают свою квалификацию в школе художественного мастерства, организованной на фабрике Т.Ю. Беляевой. В ходе занятий каждый мастер вырабатывает свой индивидуальный почерк, каждый разрабатывает несколько авторских видов тюльпанов. По итогам занятий в школе художественного мастерства на фабрике была организована выставка, на которой мастера представили авторские работы. Выставка пользовалась большим успехом у туристов, посещавших фабрику с экскурсиями. В 1989 году для художников росписи проводится семинар в Москве, организованный НИИХП. В ходе работы семинара им была предоставлена уникальная возможность познакомиться с работами устюжских мастеров 17-18 в.в., которые находятся в фондах Государственного исторического музея. После этого семинара многие начинают работать творчески, принимать участие в городских, областных, региональных выставках, проводить мастер-классы во время городских ярмарок. В этот период художники выполняют заказ на поставку наборов, состоящих из хлебницы и трех туесов в Москву в магазин «Русский сувенир». Основное требование, предъявляемое к этим наборам, - не повторяться в росписи, каждый набор должен был быть строго индивидуальным. Даже при изготовлении продукции массового спроса, так называемой «массовки», художники работали творчески. Например, при росписи литровых туесов, норма выработки которых была 5 штук в день, старались не повторять сюжет ни на одном туесе. В современной устюжской росписи сохранились традиционные черты и характерные особенности старой устюжской росписи. Это: графика - контурная линия травных росписей; стилизованный цветок тюльпана на тонком, гибком, вьющемся стебле с удлиненными листьями; заполнение свободных участков светлого фона черными точками для уравновешивания всей композиции; стебель тюльпана перечеркнут в нескольких местах поперечными черточками, иногда добавляются черные или цветные кружочки; «бегущий зигзаг», окаймляющий всю композицию в целом или ее части.


    Источник: http://studbooks.net/1174751/kulturologiya/vidy_velikoustyuzhskoy_rospisi



    Рекомендуем посмотреть ещё:


    Закрыть ... [X]

    Великоустюгская роспись по дереву - Великоустюгская Шкаф купе встроенный шкаф на балконе своими руками

    Великоустюгские росписи Великоустюгские росписи Великоустюгские росписи Великоустюгские росписи Великоустюгские росписи Великоустюгские росписи Великоустюгские росписи Великоустюгские росписи Великоустюгские росписи